Планируя сегодняшний день, команда решила поехать к месту бурения - ближе к скале «Mont Mercou». Прежде чем мы это сделаем, Mastcam сделает стерео фотомозаику места бурения (плоский участок яркого обнажения, видимый на этом изображении с Navcam), а также большую стерео фотомозаику скалы, чтобы получить в высоком разрешении вид на обнаженные слои. ChemCam также присоединится и сделает фотомозаику из 20 изображений на вершине утеса. Камера Mastcam также будет искать пылевых дьяволов и измерять количество пыли в атмосфере на 3051 сол. Ближе к вечеру 3051 дня MAHLI соберет серию изображений целей «Montrem» и «Peyrat», а затем инструмент APXS выполнит измерения по изучению состава обеих целей, начиная вечером на Peyrat и продолжая ночь на Montrem.
3052 день начнется с атмосферных наблюдений камеры Navcam, за которыми последуют пассивные исследования ChemCam и многоспектральные наблюдения Mastcam за пятном на Montrem. Камера Mastcam также сделает стереомозаику цели «Grand Brassac» и ближайшего холма. Затем мы поедем в сторону Mont Mercou. Ночью между 3052 и 3053 днем SAM выполняет калибровку. В 3053 сол мы будем использовать камеру Navcam для наблюдения за облаками и Mastcam для измерения атмосферной пыли.
27/03/2021 Летные испытания космической системы "Арктика" завершат в конце 2024 года
Запуск аппарата "Арктика-М" №2 запланирован на 2023 год, рассказал главный конструктор по проекту НПО имени С. А. Лавочкина Анатолий Крайнов Россия планирует завершить летные испытания гидрометеорологической космической системы "Арктика-М" в конце 2024 года. Об этом сообщил главный конструктор по проекту "Арктика" НПО имени С. А. Лавочкина Анатолий Крайнов.
"Завершить летные испытания высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы "Арктика-М" в целом планируется в конце 2024 года", - отметил Крайнов в интервью журналу "Русский космос".
Главный конструктор также уточнил, что запуск аппарата "Арктика-М" №2 запланирован на 2023 год.
Первый спутник "Арктика-М" был запущен с космодрома Байконур 28 февраля. Минимально в состав высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы "Арктика-М" должно входить два таких аппарата. Они обеспечат круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана, а также постоянную и надежную связь. Ранее замначальника отделения по разработке и созданию многозональных сканирующих систем в АО "Российские космические системы" Юрий Гектин сообщил в интервью ТАСС, что в будущем в группировку могут войти четыре спутника "Арктика-М".
Южная Корея отправляет космический аппарат на Луну
27/03/2021 Президент Южной Кореи объявил о том, что она в 2030 году осуществит при помощи собственного средства выведения созданный в стране роботизированный аппарат для изучения лунной поверхности. Также он отметил, что в 2029 году Южная Корея отправит научную миссию к астероиду Апофис.
Данные заявления Президент сделал через три дня после того как российская ракета Союз-2 осуществила успешное выведение южнокорейского спутника ДЗЗ CAS500-1.
Эта фотография была выбрана публичным голосованием на сайте НАСА и отмечена как «Изображение недели» (6-й недели с 21 марта - 27 марта 2021 г.) марсохода Perseverance на Марсе.
Марсоход NASA Mars Perseverance сделал этот снимок с помощью камеры Left Mastcam-Z . Mastcam-Z - это пара камер, расположенных высоко на мачте марсохода.
Четвёртый запуск прототипа SpaceX Starship на высоту 10 км закончился взрывом 30.03.2021 Сегодня после нескольких задержек (связанных, в том числе, с заменой одного из двигателей) в 16:00 по московскому времени SpaceX запустила в четвёртый раз прототип своего многоразового корабля Starship на высоту в 10 км. Запуск SN11 происходил в густом тумане, так что видимость была затруднена. Одно ясно: ракета снова не смогла успешно приземлиться и эпически взорвалась при посадке.
При этом мелкие обломки SN11 даже долетели до камер сторонних наблюдателей, располагавшихся на расстоянии порядка 200 метров от места взрыва. На записях с этих камер, по сути, ничего не было видно из-за погодных условий. Судя по приведённой официальной трансляции, ракета успешно стартовала, поднялась на заданную высоту в 10 км, после чего отключила двигатели и совершила обычный манёвр посадки. На высоте примерно в 1 км над землёй её двигатели снова зажглись, и трансляция отключилась — сесть прототип удачно не смог. Илон Маск (Elon Musk) прокомментировал произошедшее в привычной ироничной манере: «По крайней мере, воронка в нужном месте!». Также руководитель сказал, что новые прототипы Starship производятся с высокой скоростью, и это решает многие проблемы. «Похоже, у двигателя № 2 возникли проблемы при подъёме, и он не достиг рабочего давления в камере при посадке, но, теоретически, в этом не было необходимости. Что-то важное произошло вскоре после включения двигателей при посадке. Чуть позже сегодня мы сможем изучить детали и понять причину, что это было», — отметил он.
Главный инженер по интеграции SpaceX Джон Инспрукер (John Insprucker) отметил, что густой туман в этом районе не позволял компании показывать изображения с камер, кроме тех, которые были на самой ракете. «Замершее видео, которое мы видели в камере, не означает, что мы ждём, будто сигнал вернётся — Starship 11 больше не включится. Не ждите приземления, — сказал он. — Похоже, мы потеряли все данные с машины, и команда, конечно же, находится вдали от посадочной площадки, поэтому мы будем там, чтобы увидеть, что произошло».
Кстати, вчера запуск Starship SN11 с полигона Starbase близ деревни Бока-Чика в Южном Техасе не состоялся потому, что инспектор Федерального управления гражданской авиации США (FAA), которое курирует коммерческие космические запуски, не смог вовремя добраться до стартовой площадки, о чём сообщил исполнительный директор SpaceX. В результате старт был отложен на день. Ранее Илон Маск говорил, что в SN11 было внесено множество изменений с целью исправить выявленные в ходе предыдущих испытаний недостатки. 3 марта SpaceX запустила свой корабль Starship SN10 на высоту 10 километров и сумела приземлить машину, хотя ракета взорвалась через несколько минут после посадки. SN10 взорвался после посадки, потому что двигателям не хватило мощности в результате утечки гелия из топливного бака. Эта миссия последовала за двумя другими запусками Starship SN8 и SN9 на ту же высоту — прототипам удалось взлететь и провести нужные манёвры, но они разбились при посадке. Кстати, не так давно мы увидели в сборе прототип первой ступени Super Heavy — BN1 («Ускоритель номер 1»).
30 марта 2021 Марс, Curiosity, Sol 3060: Безбрежность времени
Человеческому разуму нелегко постигать бесконечные эоны времени, отделяющие нас от мест, которые мы исследуем в космосе с помощью таких роботов, как Curiosity. Наш разум предназначен для того, чтобы мыслить часами, днями, временами года и годами, охватывающими продолжительность нашей жизни и, возможно, несколько поколений до нас. Когда мы исследуем Марс, мы путешествуем по скалам, которые сформировались миллиарды лет назад, и многие из которых были обнажены на поверхности в течение как минимум десятков или сотен миллионов лет. Это промежуток времени, который мы можем понять численно, но нет никакого способа почувствовать невероятную древность планеты и кратера Гейла.
Сегодня Curiosity продолжает нашу кампанию по тренировкам в Nontron и готовит SAM к изучению образцов позднее на этой неделе. Пока это продолжается, Mastcam сделает впечатляющую мозаику на 360 °, а ChemCam изучит утес Mont Mercou перед нами (как видно на этом изображении с Navcam), включая цель под названием «Font de Gaume». Пещера Фон-де-Гом во Франции является домом для потрясающих палеолитических наскальных рисунков бизонов, северных оленей и других диких животных ледникового периода, написанных 19000-27000 лет назад. Даже этот промежуток времени, по крайней мере, за 15000 лет до того, как пирамиды были построены в Египте, составляет всего 0,0005% того времени, когда на Марсе образовался кратер Гейла.
InSight обнаруживает два значительных землетрясения на Марсе
Посадочный модуль НАСА InSight обнаружил два сильных, ясных землетрясения, возникших в месте на Марсе под названием Cerberus Fossae - в том же месте, где ранее были замечены два других сильных землетрясения. Новые землетрясения имеют магнитуды 3,3 и 3,1; предыдущие были магнитудой 3,6 и 3,5 балла. На сегодняшний день InSight зарегистрировал более 500 землетрясений, но из-за четких сигналов эти четыре одни из лучших записей о землетрясениях для исследования недр планеты.
Изучение землетрясений - это один из способов, с помощью которого научная группа InSight стремится лучше понять мантию и ядро Марса. На планете нет тектонических плит, как на Земле, но есть вулканически активные области, которые могут вызывать грохот. Землетрясения 7 и 18 марта подтверждают идею о том, что Cerberus Fossae является центром сейсмической активности.
«В ходе миссии мы наблюдали два разных типа землетрясений: один более «лунный», а другой - более «земной», - сказал Тайчи Кавамура из Французского института физики. Волны земных землетрясений проходят через планету более прямо, в то время как волны лунных землетрясений имеют тенденцию быть очень рассеянными. «Интересно, - продолжил Кавамура, - все четыре из этих более крупных землетрясений, которые происходят из-за Cerberus Fossae, «похожи на земные».
Новые землетрясения имеют кое-что общее с предыдущими главными сейсмическими событиями InSight, которые произошли почти полный марсианский год (два земных года) назад: они произошли марсианским северным летом. Ученые предсказали, что это снова будет идеальное время для обнаружения землетрясений, потому что ветры станут более спокойными. Сейсмометр, получивший название SEIS, достаточно чувствителен, поэтому, даже если он закрыт куполообразным экраном, защищающим его от ветра и не допускающим переохлаждения, ветер все равно вызывает достаточно вибрации, чтобы скрыть некоторые слабые встряски. В течение прошедшего северного зимнего сезона InSight вообще не обнаружил никаких землетрясений.
«Замечательно снова наблюдать за землетрясениями после длительного периода регистрации шума ветра», - сказал Джон Клинтон, сейсмолог, возглавляющий службу Marsquake Service InSight в ETH Zurich. «Спустя год на Марсе мы намного быстрее определили сейсмическую активность на Красной планете».
Ветры, возможно, утихли, но ученые все еще надеются улучшить свою способность «слышать». Температура около посадочного модуля InSight может колебаться от почти минус 100°С ночью до 0°С днем. Эти экстремальные колебания температуры могут вызывать расширение и сжатие кабеля, соединяющего сейсмометр с посадочным модулем, что приводит к появлению хлопающих звуков и всплесков данных.
Таким образом, команда миссии начала попытки частично изолировать кабель от погодных условий. Они начали с того, что использовали совок на конце манипулятора InSight, чтобы сбрасывать землю на куполообразный ветровой и тепловой щит, позволяя ей стекать на кабель. Это позволяет почве максимально приближаться к щиту, не мешая уплотнению щита с землей. Захоронение сейсмического троса на самом деле является одной из целей следующего этапа миссии, которую НАСА недавно продлила на два года, до декабря 2022 года.
Несмотря на ветры, сотрясавшие сейсмометр, солнечные панели InSight остаются покрытыми пылью, а мощность падает по мере удаления Марса от Солнца. Ожидается, что уровень энергии увеличится после июля, когда планета снова начнет приближаться к Солнцу. До тех пор миссия будет последовательно отключать инструменты посадочного модуля, чтобы InSight мог перейти в спящий режим, периодически просыпаясь, чтобы проверить его состояние и связаться с Землей. Команда надеется оставить сейсмометр включенным еще на месяц или два, прежде чем его придется временно выключить.
Марсианский вертолет НАСА самостоятельно переживает первую ночь
Вечерняя температура в кратере Езеро может опуститься до минус 90 градусов по Цельсию, что может привести к замерзанию и разрыву незащищенных электрических компонентов и повреждению бортовых батарей, необходимых для полета. Выживание в ту первую ночь после развертывания, является важной вехой для 1,8 килограммового винтокрылого аппарата. В ближайшие дни Изобретательность станет первым летательным аппаратом, который попытается совершить управляемый полет на другой планете.
«Это был первый раз, когда вертолет был сам по себе на поверхности Марса», - сказал Мими Аунг, руководитель проекта в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. “Но теперь у нас есть подтверждение того, что у нас есть рабочая изоляция, которая правильно обогревает аппарат, чтобы он мог пережить холодную ночь, что является большой победой для команды. Мы с нетерпением ждем продолжения подготовки вертолета к своему первому летному испытанию на Марсе.”
Создание летательного аппарата, достаточно маленького, чтобы поместиться на марсоходе, достаточно легкого, чтобы летать в тонкой атмосфере Марса, но достаточно выносливого, чтобы выдержать марсианский холод, представляло значительные проблемы. Чтобы обеспечить солнечную батарею на винтах вертолета солнечным светом, ровер Настойчивость был проинструктирован отойти от вертолета Изобретательность вскоре после отстыковки.
Пока вертолет ставил четыре своих ноги на марсианскую поверхность, он оставался привязанным к вездеходу, получая от него питание. Марсоход будет служить ретранслятором между вертолетом и Землей.
Единственная миссия вертолета - демонстрация технологии, которая состоит в том, чтобы провести летные испытания в тонкой атмосфере Марса; вертолет не несет никаких научных приборов. В течение 30 марсианских дней или сол (марсианский день составляет 24,6 часа), вертолет завершит свои испытания, а научное исследование кратера Езеро ровером будет запущено на полную мощность.
«Наш график испытаний в 30 дней загружен захватывающими вехами», сказал Тедди Цанетос, заместитель руководителя по вертолету Ingenuity Mars в JPL. «Что бы ни ожидало нас в будущем, мы соберем все полетные данные, которые сможем в эти сроки».
В течение следующих двух дней вертолет соберет информацию о том, насколько хорошо работают системы терморегулирования и питания в настоящее время. Эта информация будет использована для тонкой настройки системы терморегулирования Ingenuity, чтобы помочь ему пережить суровые ночи Марса в течение всего периода летного эксперимента.
7 апреля должны быть освобождены фиксаторы, удерживающие лопасти ротора вместе с момента запуска. Если команда миссии достигнет этого рубежа, следующие несколько дней будут включать в себя испытания лопастей ротора, а также двигателей, приводящих их в движение. Кроме того, группа продолжит мониторинг энергетических характеристик вертолета, включая оценку мощности солнечных батарей и состояния заряда шести литий-ионных батарей.
Если все пойдет хорошо с каждой из бесчисленных предполетных проверок, то первая попытка взлететь Ingenuity с середины своего “аэродрома” размером 10х10 метров, выбранного из-за его ровности и отсутствия препятствий, произойдет не раньше вечера 11 апреля.
Последующие летные испытания будут запланированы в течение месяца, а камеры Perseverance обеспечат получение множества снимков высокой четкости в этой исторической миссии.
На кадре марсоход Perseverance выглядит как заботливый старший брат или родитель:
Он наблюдает за маленьким вертолетом Ingenuity, который находится поблизости. Расстояние между ними — 4 метра.
Ранее NASA сообщило о том, что первый полет Ingenuity должен состояться 11 апреля. Сейчас вертолет находится на стадии подготовки, проверка основных систем подходит к концу.
Если все пройдет успешно, в будущем Ingenuity начнут использовать в качестве главного помощника Perseverance. Вместе с ним он будет исследовать поверхность планеты, передавая кадры марсианских видов ученым.
«Хаббл» замечает двойные квазары в составе объединяющихся галактик
Космический телескоп Hubble («Хаббл») НАСА обнаружил двойной квазар. Всмотревшись в прошлое нашей Вселенной на глубину в 10 миллиардов лет, астрономы обсерватории Hubble обнаружили пару квазаров, которые расположены настолько тесно друг к другу, что они выглядят как единый объект на фотографиях, сделанных при помощи наземных обсерваторий, однако при этом различимы на подробных снимках, сделанных при помощи «Хаббла».
Исследователи полагают, что эти квазары расположены очень близко друг к другу, поскольку они расположены в ядрах двух сталкивающихся галактик. Команда не остановилась на достигнутом и смогла обнаружить еще одну пару квазаров в двух сталкивающихся галактиках.
«Согласно нашим оценкам, в далекой части Вселенной на каждые 1000 квазаров приходится один двойной квазар. Поэтому обнаружение этих двойных квазаров подобно обнаружению иголки в стоге сена», - рассказала главный автор исследования Шень Юэ (Yue Shen) из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне, США.
«В этой работе мы впервые обнаружили двойные квазары, относящиеся к эпохе формирования галактик, при помощи которых мы можем протестировать гипотезы, касающиеся слияния сверхмассивных черных дыр с образованием в конечном счете двойной черной дыры», - рассказала соавтор исследования Надежда Закамска (Nadia Zakamska) из Университета Джона Хопкинса, США.
До настоящего времени ученые открыли свыше 100 двойных квазаров в составе объединяющихся галактик. Однако ни один из этих двойных квазаров не относится к настолько древнему периоду развития Вселенной, как эти вновь обнаруженные пары.
Снимки, сделанные при помощи «Хаббла», демонстрируют, что квазары в составе каждой пары разделены расстоянием всего лишь в 10 000 световых лет. Для сравнения, расстояние от Солнца до сверхмассивной черной дыры Млечного пути составляет 26 000 световых лет.
Эти пары родительских галактик в конечном счете объединятся, при этом квазары также объединятся с формированием еще более массивной, одиночной черной дыры, пояснили авторы.
10 апреля 2021 12:52:26 Марсианский вертолет НАСА предпримет первую попытку полета на Марсе уже завтра
Марсианский вертолет Ingenuity («Изобретательность») НАСА уже завтра предпримет первую в истории человечества попытку совершить управляемый полет с использованием двигателей над поверхностью другой планеты. Если полет будет проходить в соответствии с намеченным расписанием, этот 1,8-килограммовый винтокрылый аппарат стартует с поверхности Марса в 12:30 по местному солнечному времени (14:54 GMT), чтобы достичь отметки в три метра над поверхностью и зависнуть на этой высоте на протяжении 30 секунд. Специалисты диспетчерского центра, находящиеся в Лаборатории реактивного движения НАСА в штате Калифорния, США, ожидают получить первые данные об этой попытке полета на следующее утро, примерно в 8:15 GMT понедельника.
Миссия Ingenuity Mars Helicopter несет высокие риски, но в случае успеха она открывает широкие новые возможности исследования поверхности Красной планеты, добавляя к ней еще одно измерение. Если на протяжении этой миссии продолжительностью 30 марсианских суток (солов) вертолет столкнется с проблемами, это никак не повлияет на основную миссию ровера Perseverance.
Управляемый полет на Марсе сопряжен со значительно большими трудностями, чем полет на Земле. Хотя марсианская гравитация примерно в 3 раза меньше земной, плотность атмосферы Красной планеты составляет лишь 1 процент от плотности земной атмосферы. Если полет пройдет успешно, инженеры получат бесценные данные о работе систем аппарата в реальных марсианских условиях, а диспетчеры отточат мастерство удаленного управления вертолетом, находящимся на поверхности иной планеты. Аппарат не оснащен научными инструментами, поэтому он не отправит на Землю научных данных.
Первый полет вертолета Ingenuity будет полностью автономным, при этом всю работу по управлению, навигации и контролю положения аппарата будут выполнять соответствующие бортовые автоматизированные системы. Основная причина состоит в том, что передача радиосигнала с Марса на Землю занимает больше 15 минут, пояснили специалисты НАСА. Взлет аппарата будет осуществлен с поверхности планеты после передачи сигнала с Земли через ровер Perseverance, находящийся неподалеку.
Намеченный на воскресенье первый испытательный полет беспилотного вертолета Ingenuity на Марсе перенесен, он состоится не раньше 14 апреля, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу НАСА.
Ранее сообщалось, что он совершит первый полет приблизительно 8 апреля. Позднее стало известно, что полет состоится не раньше 11 апреля.
Марсоход Curiosity. Sol 3090-3091: У марсохода проблемы…
15/04/2021 Мы прибыли на место, нас ждет много работы и вся она на расстоянии вытянутой “руки” ровера .
Стратегический план включает в себя много контактных исследований, ведь мы всё ещё ищем объект для бурения, но, к сожалению, 3088 Сола прибор MAHLI отработал не совсем корректно, поэтому сегодня визуализация не планируется, а пока команда изучает телеметрию прибора.
У нас уже была проблема в июле 2016 года, когда в руке марсохода произошел странный сбой, связанной с работой встроенной в нее камеры MAHLI и 2735 Сола у нас возникла проблема и “рука” марсохода буквально “зависла” в одном положении.
Но мы все еще планируем очистить объект под названием “Bardou” и исследовать очищенное и соседнее неочищенное пятно с помощью спектрометра APXS, чтобы понять состав коренной породы, пыли и песка в этой области.
Запланировано пассивное наблюдение “Bardou” с помощью камеры ChemCam, а также использование ChemCamRMI для удаленных объектов на фланге “Mt. Sharp” и вершины утеса “Mont Mercou”.
Ближе к вечеру 3090 Сола левая камера Mastcam сделает фотомозаику на 360°.
После того, как “рука” будет убрана, приборы Navcam и Mastcam измерят количество пыли, взвешенное в атмосфере, затем Mastcam сделает стереомозаику “Mini Mont Mercou” и хребта на юго-западе, а левая камера Mastcam будет изучать сумеречные облака.
Аппарат НАСА оставляет «беспорядок» после отбора образцов с поверхности астероида
Космический аппарат НАСА оставил за собой «беспорядок» на поверхности астероида, когда произвел в прошлом году отбор образцов грунта для возвращения на Землю, демонстрируют новые снимки, опубликованные НАСА перед минувшими выходными.
Аппарат Osiris-Rex совершил один последний пролет мимо астероида Бенну 7 апреля, чтобы сделать фотографии тех последствий, которыми сопровождался отбор проб с поверхности космического камня, произведенный в октябре.
На изображении (верхний снимок – 2019 г., нижний снимок – 2021 г.) хорошо видно углубление в том месте, где был произведен отбор грунта из-под поверхности. Крупные валуны были отброшены в стороны в результате воздействия заряда сжатого азота, которым аппарат выстрелил в поверхность с целью перемешать материал для последующего засасывания в отборник, а также в результате действия реактивной струи двигателей аппарата при взлете. Один 1-тонный камень был отброшен примерно на 12 метров.
Команда аппарата Osiris-Rex тщательно спланировала маршрут этого последнего пролета, чтобы сделать фото с лучших ракурсов. Снимки были сделаны примерно в полуденное время, чтобы устранить тени на изображениях и более отчетливо наблюдать изменения на каменистой поверхности астероида Бенну.
Аппарат Osiris-Rex покинет окрестности астероида Бенну в следующем месяце и направится обратно к Земле с ценным 1-килограммовым грузом образцов. Прибытие ожидается в 2023 г.
Этот углеродистый астероид обращается вокруг Солнца на расстоянии около 293 миллионов километров от Земли. Изучая фрагменты астероида Бенну, ученые рассчитывают глубже понять формирование планет нашей Солнечной системы и возможную астероидную угрозу для Земли.
В понедельник вертолет NASA Ingenuity Mars стал первым в истории летательным аппаратом, совершившим управляемый полет на другой планете. Команда Ingenuity в Лаборатории реактивного движения в Южной Калифорнии подтвердила успешность полета после получения данных с вертолета через марсоход Perseverance НАСА в 15:46 по московскому времени.
“Ingenuity является последним в долгой и легендарной традиции проектов НАСА, достигающих цели исследования космоса, когда-то считавшейся невозможной", - сказал исполняющий обязанности администратора НАСА Стив Юрчик.
Вертолет на солнечных батареях впервые поднялся в воздух в 15:34 по московскому времени (12:33 по местному среднему солнечному марсианскому времени) - время, которое, как определила команда Ingenuity, будет иметь оптимальные условия полета. Данные высотомера свидетельствуют о том, что Ingenuity поднялся на предписанную ему максимальную высоту в 3 метра и поддерживал стабильное зависание в течение 30 секунд. Затем он снизился, коснувшись поверхности Марса после регистрации общего время налета в 39,1 секунды.
Первоначальный полет Ingenuity был автономным - пилотировался бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, разработанным командой JPL, поскольку Ingenuity не может управляться с помощью джойстика с земли в реальном времени.