Спутниковая сеть Испании хочет приобрести 64 новых спутника 16 Января 2024 года
Испанская компания Sateliot уже вывела на орбиту пару демонстрационных спутников, предназначенных для тестирования космической связи для специализированных устройств связи, мониторинга, слежения и Интернета вещей. Он планирует привлечь 30 миллионов евро в раунде серии B, чтобы добавить 64 сателлита.
10 января Sateliot заявила, что у нее есть твердые заказы на сумму 150 миллионов евро от телекоммуникационных компаний, которые хотят подключиться к своей планируемой спутниковой сети.
Компания хочет получить больше финансирования для строительства и запуска 64 таких небольших наноспутников для подключения устройств за пределами обычных наземных сетей. Цель Sateliot - создать флот из 250 спутников в течение трех лет.
Компания, базирующаяся в Барселоне, имеет в виду средства связи для зашифрованной защиты данных с использованием квантового ключа в банковских и аналогичных коммерческих транзакциях. Другие области применения включают нефть и газ, сельскохозяйственные технологии, рыболовство и морской мониторинг.
Sateliot уже получила финансирование от Европейской комиссии (2,1 миллиона евро). Ближе к концу прошлого года компания привлекла 10 миллионов евро в раунде серии А, в результате чего общий объем привлеченных средств за последние несколько лет достиг 28 миллионов евро.
После завершения раунда серии А глобальная технологическая компания Indra владеет примерно 10,5% Sateliot. Cellnex, европейский гигант телекоммуникаций и вещания, владеет еще 3,5%. Среди дополнительных инвесторов в раунде Sateliot серии A - Seraphim Capital и GateHouse, датский разработчик программного обеспечения для спутниковой связи.
Компания также открыла офис в Сан-Диего, где Sateliot приняла участие в EvoNexus, акселераторе стартапов, спонсируемом Qualcomm и Verizon
24 марта радиолюбитель Scott Tilley подтвердил, что военный спутник США, запущенный во время войны во Вьетнаме, все еще жив. Так называемый “спутник-зомби”, судя по всему, принимает и передает данные, по сути, функционируя как обычно.
“Большинство спутников-зомби посылают чушь”, — сказал Тилли. “Вот что делает LES-5 особенным. Спустя 53 года он все еще работает”.
Экспериментальный спутник Lincoln Experimental Satellite (LES-5), запущенный 1 июля 1967 года, является одним из серии спутников, построенных Лабораторией Линкольна Массачусетского технологического института по контракту с Министерством обороны США.
В разгар войны во Вьетнаме технология спутниковой связи все еще находилась в зачаточном состоянии, и американским военным требовался способ связи в режиме реального времени.
Спутниковая программа была предназначена для проверки полезности связи в диапазоне сверхвысоких частот. LES-5 был первым полноценным экспериментом.
Несмотря на основополагающий вклад в телекоммуникации, миссия LES-5 оказалась недолгой. Небольшая батарея на борту должна была отключить экспериментальный спутник после пяти лет пребывания на орбите.
Тем не менее, это была новаторская миссия. Сегодня общество зависит от диапазона УВЧ для телевидения, мобильных телефонов, систем глобального позиционирования (GPS) и, конечно же, военной связи.
По иронии судьбы, современные удобства жизни заполнили этот диапазон шумом, поэтому уловить сигнал этого новаторского космического аппарата было само по себе подвигом.
Сначала Тилли пришлось сконструировать соответствующую антенну и установить ее на своей крыше, чтобы поймать нужную частоту. Затем ему пришлось провести серию тестов, чтобы подтвердить сигнал, включая измерение передачи спутника во время солнечного затмения.
По словам Тилли, пребывание дома во время карантина из-за COVID-19 дало ему дни, которые он мог потратить на проект. «Вы можете заниматься садоводством только до тех пор, пока вам не понадобится что-то еще».
Его иголка в стоге сена нашлась, следующим шагом стало понимание того, как работает спутник, что он передает и слышит.
Тилли порылся в Интернете в поисках исследований, обнаружил рассекреченные военные документы и разослал их своим коллегам в США и Испании, специализирующимся на декодировании спутниковых сигналов. Результаты исследования были использованы для создания программного обеспечения, позволяющего частично перепроектировать миссию.
Тилли сравнивает свою работу по расшифровке с изучением другого языка – анализом грамматики и слов спутника с течением времени, что позволяет исследователям «увидеть удивительные вещи».
Теперь Тилли и его сотрудники могут слышать то, что слышит LES-5.
Это не первый спутник-зомби, который отслеживает Тилли, и усилия, подобные его и другим любителям, играют большую и решающую роль, помогая общественности понять, что происходит в нескольких сотнях километров над нашими головами.
В 2018 году Тилли привлек внимание всего мира после обнаружения сигнала НАСА IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration), спутника стоимостью 154 миллиона долларов, который вышел из строя через пять лет после запуска в 2000 году.
После IMAGE Тилли начал охоту за «зомби-спутниками» — спутниками, которые больше не находятся под контролем человека, но не полностью инертны.
IMAGE и LES-5 — наиболее согласованные спутники из примерно 50, обнаруженных им на данный момент.
Этот вопрос продолжает мотивировать Тилли и одного из его сотрудников, доктора Джонатана Макдауэлла, астронома из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.
По мнению Макдауэлла, восстановление LES-5 подчеркивает важность правильного отключения спутников по окончании их миссии.
По его словам, беспокойство вызывает то, что, если многие старые спутники все еще ведут передачу, они создадут помехи новым спутникам, что может перерасти в международные споры.
По словам Макдауэлла, когда спутники-зомби, такие как LES-5 и IMAGE, обнаруживаются и о них сообщается, их подхватывают ученые и аналитические центры. Это действительно оказывает влияние на политику.
Метеорологический спутник INSAT-3DS готов к запуску 20:43 01/02/2024
INSAT-3DS – это метеорологический спутник, разработанный Индийской организацией исследования космоса (ISRO) с целью продления службы спутников INSAT-3D и 3DR на орбите, а также существенного расширения функциональности системы INSAT.
25 января 2024 года он был доставлен на Вторую стартовую площадку космодрома Шрихарикота для запуска на борту GSLV F14 в ближайшее время. Компания Satellite успешно завершила сборку, интеграцию и испытания спутника в спутниковом центре У.Р.Рао в Бангалоре. Проект разработан министерством наук о Земле и индийской компанией Indian Industries.
Спутник предназначен для расширенного метеорологического мониторинга поверхности суши и океана, с целью улучшения прогнозов погоды и предупреждения о стихийных бедствиях. Он оборудован современной полезной нагрузкой, включающей 6-канальный имидж-сканер и 19-канальный метеорологический зонд. Дата и время запуска спутника будут объявлены отдельно.
Eutelsat приостановила предоставление услуг на стареющем спутнике после возникновения неисправности 1:04 03/02/2024
Eutelsat сообщила 2 февраля, что прекратила предоставление услуг с устаревшего геостационарного спутника над обоими Америками после неуточненной неисправности.
18-летний спутник Eutelsat 113 West A предоставлял видео, данные и государственные услуги с наклонной орбиты при 113 градусах западной долготы.
К моменту возникновения неисправности 31 января этот спутник не был застрахован, сообщил французский оператор, но ожидалось получить около трех миллионов евро ($3.2 миллиона) выручки в течение следующих пяти месяцев. Eutelsat отметила, что ожидала получить от спутника от пяти до шести миллионов евро ежегодно в течение следующих четырех лет.
Меры по смягчению последствий включают перевод клиентов на близлежащие спутники, находящиеся под управлением Eutelsat при 115 и 117 градусах западной долготы.
Спутник Eutelsat 113 West A (также известный как бывший Satmex 6) был построен Space Systems Loral, теперь Maxar Technologies, и имел 18 оперативных транспондеров, работающих в C- и Ku-диапазонах.
В своем кратком новостном сообщении оператор заявил, что он прилагает все возможные усилия для смягчения потенциальных негативных последствий для орбитальной безопасности, не уточняя, потерян ли полный контроль над космическим аппаратом.
Местные космопорты ищут способы организации орбитальных запусков 7:18 04/02/2024
С ростом загруженности на основных космодромах страны в Калифорнии и Флориде операторы космопортов ищут креативные способы организации орбитальных запусков.
Количество коммерческих запусков, получивших лицензии от Федеральной авиационной администрации (FAA), более чем утроилось с 2020 года, где было 31 лицензированный запуск, до 2023 года, с 106 запусками. Согласно данным, представленным Пэм Андервуд, директором Офиса космопортов FAA, на ежегодной встрече Глобального альянса космопортов 29 января, FAA прогнозирует 111 запусков в 2024 году.
Однако этот рост в значительной степени произошел на федеральных космодромах: на космодроме на мысе Канаверал и Центре имени Кеннеди во Флориде, а также на космодроме Ванденберг в Калифорнии. Федеральные космодромы составляли 51% от всех лицензированных запусков в 2020 году, увеличившись до 78% в 2023 году.
Эти объекты также предназначены для поддержки орбитальных запусков, которые составляли более 80% от всех лицензированных запусков в последние годы. В то время как существует 14 космодромов, обладающих лицензией FAA, многие из них находятся во внутренних районах, которые традиционно не могли проводить орбитальные запуски из-за проблем с безопасностью диапазона.
Один из космопортов пытается изменить ситуацию. Космопорт Америка в Новом Мексико, наиболее известный по проведению суборбитальных полетов Virgin Galactic, работает над привлечением финансирования для конкурса “Orbital Launch Challenge”. Этот конкурс предоставит 2 миллиона долларов первой компании, получившей лицензию FAA и позднее предпринявшей попытку орбитального запуска с Космопорта Америка.
Малые операторы запусков ищут возможности для конкуренции с SpaceX в области совместных запусков
Миссии Transporter, которые часто заполняют РН Falcon 9 более чем 100 маленькими спутниками, предлагают цены за килограмм значительно ниже, чем у специализированных небольших ракет-носителей. SpaceX испытывает высокий спрос на такие миссии и объявила в прошлом году о планах по запуску совместных миссий под названием Bandwagon, которые будут ориентированы на орбиты со средним наклонением.
Программа Transporter была создана несколько лет назад, исключительно с целью попытки задушить новых участников, таких как мы, считает Сэнди Тиртей, директор глобальных коммерческих запусков в Rocket Lab. По мнению Тиртея, компания все еще держится, потому что предлагает что-то уникальное.
Эта уникальность, по его мнению, заключается в возможности выполнения миссий на конкретные орбиты, которые не обслуживаются миссиями Transporter. Примером является следующий запуск ракеты Electron от Rocket Lab, в ходе которого будет выведен на орбиту спутник-инспектор ADRAS-J для Astroscale. Для этой миссии требуется конкретная, точная орбита, чтобы ADRAS-J мог встретиться с заброшенной японской второй ступенью.
Другие участники обсуждения заявили, что они нацеливаются на клиентов с конкретными требованиями или потребностями, которые делают их менее чувствительными к цене, чем те, кто выбирает более дешевые запуски Transporter. Это включает в себя выделенные орбиты и высокую надежность, сказал Пабло Гальего, старший вице-президент по продажам и клиентам испанской космической компании PLD Space.
Однако этот аргумент подвергается угрозе из-за сочетания совместных запусков и орбитальных буксиров (OTV), которые могут доставить спутники на желаемую орбиту после вывода в рамках миссии Transporter или аналогичного запуска. Несколько компаний предлагают такие буксиры и используют их на совместных запусках.
Хотя это сочетание может по-прежнему быть дешевле, чем выделенные запуски, оно все равно не обеспечивает достаточной гибкости, утверждают провайдеры запусков.
Тиртей сказал, что маневры, требующие изменения плоскости, могут занять месяцы, добавив, что текущие поставщики OTV еще не продемонстрировали способность выполнить такие сложные маневры.
Однако на другой панели на конференции 6 февраля представители отрасли заявили, что они видят вызовы для малых ракетных запусков со стороны Starship компании SpaceX, которая обещает значительно большую производительность по существенно более низким ценам.
Появление Starship может изменить способы проектирования космических аппаратов, позволяя использовать более тяжелые, но более дешевые материалы и компоненты.
Индия планирует осуществить 30 запусков в течение следующих 15 месяцев 10:42 10/02/2024
Запуски планируется провести в течение 2024 года и первого квартала 2025 года. Цель запуска была объявлена IN-SPACe, индийским агентством, занимающимся продвижением коммерческих космических полетов. В организации заявили, что запуски будут проводиться индийским космическим агентством ISRO, его коммерческим подразделением New Space India и частными компаниями.
Среди 14 выявленных коммерческих миссий семь выполняются компанией NewSpace India, в том числе две ракеты Polar Satellite Launch Vehicles, которые разрабатываются в сотрудничестве с отраслевым консорциумом. Частными индийскими компаниями, которые могут попытаться осуществить запуск, являются Agnikul Cosmos и Skyroot Aerospace. Если такая динамика произойдет, это станет значительным шагом вперед для Индии, которая запустила семь ракет в 2023 году.
Что происходит на китайском рынке спутниковых услуг 6:52 14/02/2024
Рынок спутниковой связи в Китае исторически был довольно скромным. Что касается геостационарной спутниковой связи (GEO), то государственная компания China Satcom обладает эффективной монополией на предоставление спутниковых услуг, время от времени покупая дополнительную мощность у своей частичной дочерней компании APT Satellite и у иностранных операторов. Мы наблюдали ограниченную активность со стороны государственной компании China Satellite Networks Limited (China SatNet), централизованно контролируемого государственного предприятия, основанного в 2021 году с целью развертывания «китайской версии Starlink».
В 2023 году произошли некоторые изменения как в спутниковой связи GEO, так и в спутниковой связи NGSO: более четко определенные и несколько большие амбиции в пространстве GEO исходят от China Satcom, а в пространстве NGSO появится значительно больший динамизм.
Одна вещь, которая не изменилась за последние пару лет на китайском рынке спутниковой связи, — это характер конкуренции на геогеографическом пространстве: China Satcom сохраняет фактическую монополию. До недавнего времени (и даже сейчас в некоторой степени) это ограничивало их стимулы к инновациям, однако за последние пару лет спутниковая связь получила слишком большую поддержку на высоком уровне, и у них не было выбора. В 2023 году это выкристаллизовалось с несколькими интересными объявлениями и событиями.
Во-первых, в феврале был запущен спутник ChinaSat-26, представляющий собой первый спутник Китая пропускной способностью ~100 Гбит/с. Спутник на сегодняшний день представляет собой самый крупный орбитальный спутник China Satcom (следующим по величине является ChinaSat-16 со скоростью 20 Гбит/с). ChinaSat-26 представляет собой значительное усовершенствование предложений China Satcom GEO-HTS.
При этом в этом году компания China Satcom анонсировала еще более крупный спутник ChinaSat-27. Запланированный на 2025 год, ChinaSat-27 обеспечит пропускную способность 300 Гбит/с для большей части Африки и Евразии с возможностью передачи 1 Гбит/с на любой отдельный пользовательский терминал.
Что касается общей пропускной способности, в декабре этого года мы увидели объявление CASC о том, что общая пропускная способность China Satcom превысит 500 Гбит/с к концу 14-го пятилетнего плана (т. е. к концу 2025 года). Парк HTS компании China Satcom будет использовать Ka-диапазон, а компания APT Satellite из Гонконга и ее дочерняя компания APT Mobile Satcom из Шэньчжэня будут использовать Ku-диапазон в своем парке HTS. Хотя большая часть этих мощностей будет охватывать Китай, большая их часть будет охватывать остальную часть Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и некоторых частей Европы.
NGSO выходит за рамки только государства
До 2023 года казалось невозможным, чтобы проект крупной китайской группировки на негеостационарной орбите (NGSO) был разработан одной и только одной компанией: China Satellite Networks Limited (China SatNet). Государственное предприятие с централизованным управлением, созданное Госсоветом в начале 2021 года, единственной целью существования компании была разработка китайского ответа Starlink. И за несколько лет они сделали не так уж и много, за исключением дисциплинарного расследования и некоторого умеренно впечатляющего прогресса в строительстве здания штаб-квартиры в Сюнъане, новом столичном районе, строящемся к югу от Пекина.
Поэтому неудивительно, что в 2023 году мы наблюдаем изменения в отношении группировок NGSO. Примечательно, что, похоже, есть больше возможностей для других игроков, помимо China SatNet, причем доказательства появляются как сверху вниз, так и снизу вверх. Если посмотреть сверху вниз, то в 2023 году мы увидели большую государственную поддержку созвездий, не относящихся к China SatNet. Наиболее примечательными видами поддержки стали несколько заявлений правительства Шанхая, касающихся спутникового Интернета, в которых конкретно содержался призыв к поддержке созвездия G60 (китайская группировка широкополосной связи NGSO, объединяющая многие китайские части бывшего KLEO Connect) и группировки Smart SkyNet («Созвездие Smart SkyNet»), китайская версия O3b», т.е. группировка связи MEO).
Такая явная поддержка группировки, которая не является китайской спутниковой сетью, стала заметным изменением темпа, и за ней последовала новая интрига, исходящая из Китая. В августе этого года мы увидели несколько новых заявок МСЭ на китайские группировки широкополосных NGSO, две из которых особенно выделяются.
Во-первых, “Black Spider Constellation” компании Galaxy Space, а во-вторых, несколько созвездий, поданных для SAILSpace, шанхайской компании, аффилированной с несколькими бывшими китайскими акционерами KLEO Connect. Последним свидетельством поддержки открытия частного сектора сверху вниз стало объявление Министерства промышленности и информационных технологий в октябре под названием «Мнения по инновациям в управлении отраслью информации и коммуникаций для оптимизации бизнеса». Короче говоря, это потребовало открытия телекоммуникационного бизнеса для частного капитала и поэтапного продвижения реформы бизнеса спутникового Интернета. Или грядут перемены, и хотя они могут происходить медленно, тем не менее, они происходят.
Глядя снизу вверх, мы продолжали видеть прогресс коммерческих компаний NGSO в разработке своих технологий. В частности, компания Galaxy Space представила спутник, который имитирует конструкцию Starlink, пытаясь уместить десятки спутников на одной ракете, а также спутник с очень тонкими складными солнечными панелями. В то же время промышленная база G60 недалеко от Шанхая, связанная с вышеупомянутым одноименным созвездием, продолжает развиваться, и как Galaxy Space, так и SSST предприняли усилия по выходу на международные рынки, предлагая решения спутниковой связи NGSO.
Китайские производители терминалов VSAT также добились значительных успехов в 2023 году. Выдающимися показателями, особенно с международной точки зрения, стала компания Starwin, производитель VSAT из Чэнду, которая в 2023 году выступала на бесчисленных международных конференциях, включая Euroconsult World Satellite Business Week и Asia Tech X Singapore. Что еще более ощутимо, компания также прошла сертификацию сети Hispasat, причем это произошло через несколько лет после аналогичного сотрудничества с Intelsat.
Благодаря набору плоских антенн с электронным управлением Starwin позиционирует себя как конкурента ведущим производителям FPA в США и других странах, и их послужной список в 2023 году показывает, что они не шутят. В дополнение к довольно традиционным FPA, Starwin разработала терминал, специально предназначенный для подключения БПЛА к спутнику, а затем позволяющий БПЛА транслировать соединения, как мобильная станция 4G в небе. Другие производители VSAT, включая Cowave, расширили свое международное присутствие в 2023 году, хотя и с более низкой отправной точки. Компания создала канал на YouTube, например, для рекламы своих различных продуктов VSAT более широкой и международной аудитории.
Судя по всему, сектор спутниковой связи Китая сегодня является в основном внутренним делом. China Satcom продает спутниковые мощности китайским государственным вещательным компаниям, государственным телекоммуникационным компаниям, Народно-освободительной армии (НОАК) и государству в целом. Предложения, как правило, являются относительно старыми технологиями, и, за исключением редких исключений, таких как APT Satellite, делающий хороший бизнес в Индонезии, решения ограничиваются китайским рынком. Это изменится.
К концу 2025 года China Satcom будет иметь большую пропускную способность GEO, чем любой другой спутниковый оператор в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с возможным ожиданием ViaSat, если их ViaSat-3 APAC со скоростью 1 Тбит/с будет запущен над регионом, как запланировано. К концу 2025 года мы также можем увидеть начало выхода на рынок китайской группировки широкополосных NGSO, хотя коммерческий эффект, вероятно, не будет ощущаться до конца десятилетия.
В целом, мы не можем быть уверены в том, какое будущее ждет китайский сектор спутниковой связи. Однако, если 2023 год является каким-либо показателем, мы ожидаем увидеть будущее, которое будет более ориентировано на международный рынок и с большим разнообразием конкурирующих игроков.
Продлится, ориентировочно с 20 февраля по 15 марта. В эти дни в период с 11.15 до 13.15 возможно кратковременное пропадание сигнала со спутника продолжительностью от нескольких секунд до пяти минут по местному времени
Eutelsat продлевает срок службы спутников OneWeb 19 Февраля 2024 года
Генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке в ответ на вопросы аналитиков после подведения итогов 16 февраля заявила, что, по ее ожиданиям, снижение DTH в видеосигналах замедлится. Доходы от видео - в основном DTH - упали на 8% за 6 месяцев до 31 декабря 2023 года. Этой потере не помогло то, что DigiTurk не продлила свой контракт с Eutelsat, а также запреты на трансляцию российских и иранских каналов по требованию ЕС. Бернеке заявила, что ожидает продолжения снижения, но гораздо более медленными темпами (4-6%) в течение текущего полугодия до 30 июня.
Видео в прошлом было ключевым фактором работоспособности Eutelsat, но сейчас на него приходится 58% выручки, и этот показатель снижается, поэтому к концу текущего финансового года (30 июня), вероятно, он приблизится к 46% выручки.
Разрыв был восполнен за счет резкого роста доходов от мобильной связи (на 35,6%), подключения к интернету (на 9,2%) и государственных (на 10,5%) подразделений.
Она также сделала важное заявление по поводу недавно приобретенного Eutelsat бизнеса OneWeb. Бернеке объяснил привлекательность OneWeb, сказав: “[Который] сочетает в себе унаследованный бизнес GEO, приносящий доход, с быстрорастущей деятельностью в LEO, которая обеспечивает значительный рост выручки. Мы получаем доступ к огромному и все еще растущему рынку спутниковой связи, где большая часть роста будет приходиться на сегменты, не связанные с географией ”. OneWeb была частью Eutelsat всего чуть более трех месяцев (в пересчете на полугодовые показатели), и она сказала, что теперь стало ясно, что при частоте отказов парка из 648 спутников OneWeb “менее 1 процента” это позволило пересмотреть планы по созданию спутников второго поколения для OneWeb. Eutelsat теперь будет немного медленнее строить и запускать эти аппараты поколения 2, одновременно продлевая срок службы текущего парка, тем самым экономя и распределяя капитальные затраты на ит, хотя новые версии будут более мощными. Ранее планировалось выпустить около 300 таких новых версий, но с увеличенной в 3-5 раз пропускной способностью и общим счетом около 4 миллиардов евро на замену.
Eutelsat заявляет, что может сократить примерно на 30 процентов ожидаемые расходы и что замена будет осуществляться постепенно. Компания получила новое финансирование от Экспортного фонда Великобритании, французского BPI и Export Credit Guarantee Corporation of India Ltd (ECGC).
Пока не уточняется, ожидается, что Индия выиграет запуски ряда этих спутников поколения 2. Было указано, что спутники поколения 2 будут модернизированы для включения новых функций, таких как гораздо более высокая пропускная способность и оптические (лазерные) межспутниковые возможности.
Бернеке также рассказал о консорциуме ЕС IRIS2 (широкополосный спутниковый доступ), частью которого он является (наряду с SES, Thales, Hispasat и другими). Она сказала, что разработка спутниковых технологий в рамках государственно-частного партнерства IRIS2 была бы полезна для поколения 2 OneWeb, чтобы помочь снизить риски для нового созвездия.
Однако в настоящее время у Eutelsat / OneWeb связаны руки при достижении и обслуживании некоторых из своих целевых рынков, и эти задержки не помогают их бизнесу. В нем работают всего 30 ключевых наземных станций ‘шлюза’ (из минимально запланированных 43), а некоторые рынки не спешат выдавать необходимые лицензии. “Нескольким странам потребовалось некоторое время на утверждение [лицензий], потому что им нужно было понять, что такое LEO”, - сказал Бернеке. “Итак, наземная сеть и доступ к рынку - это препятствия, которые вам нужно преодолеть, как только у вас появятся спутники.
Она сказала, что OneWeb сейчас работает в 54 странах, добавив: “Но права на посадку все еще находятся на рассмотрении, как и в некоторых африканских странах. В некоторых странах, таких как Саудовская Аравия, по-прежнему отсутствует шлюз, им нужен еще один шлюз, чтобы полностью открыться.”
Миссия ADRAS-J компании Astroscale продлится 1-2 месяца 11:51 21/02/2024
Astroscale, хорошо капитализированный японский стартап, готовит небольшой спутник, который сможет сделать то, чего еще никогда не делали в космосе.
Этот новый космический аппарат, доставленный на орбиту компанией Rocket Lab, приблизится к разгонному блоку японской ракеты H-IIA, которая вращалась вокруг Земли более 15 лет. В течение следующих нескольких месяцев спутник попытается двигаться на расстоянии вытянутой руки от ракеты, фотографируя и выполняя сложные маневры, чтобы перемещаться вокруг РБ H-IIA размером с автобус, которая движется вокруг планеты со скоростью почти 7,6 км/с.
Разница здесь в том, что ракета H-IIA неуправляема, скорее всего, вращается и медленно кувыркается, и никогда не предназначалась для приема посетителей. Япония оставила РБ на орбите в январе 2009 года после запуска спутника для мониторинга климата.
Так было, по крайней мере, до тех пор, пока несколько лет назад Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) не заключило партнерство с Astroscale в рамках государственно-частного партнерства, чтобы продемонстрировать возможности, которые частный сектор мог бы использовать для удаления крупных фрагментов космического мусора. Те же роботизированные технологии могут также применяться к обслуживанию спутников или дозаправке.
Эта миссия называется ADRAS-J, сокращение от Active Debris Removal от Astroscale-Japan, предполагает первый в истории подход к реальному космическому мусору и станет монументальным шагом на пути к более устойчивому будущему в космосе. Космический аппарат ADRAS-J, построенный в штаб-квартире Astroscale в Токио, размером примерно с кухонную духовку и весит примерно 150 кг при полной заправке. Спутник был запущен из Новой Зеландии в 14:52 UTC в воскресенье на борту ракеты Electron, предоставленной Rocket Lab. Примерно через час после старта ADRAS-J вышел на целевую полярную орбиту, достигнув высоты 600 километров в самой высокой точке.
Старт с космодрома Rocket Lab в Новой Зеландии был приурочен к тому, чтобы позволить ADRAS-J запуститься в ту же орбитальную плоскость, что и его цель — разгонный блок H-IIA.
Astroscale сообщила, что космический аппарат работает в штатном режиме после воскресного запуска.
ADRAS-J начнет поиск РБ H-IIA через пару недель, как только наземные команды завершат первоначальные проверки космического аппарата и уже в следующем месяце аппарат сможет летать в пределах 100 м от заброшенной верхней ступени. Инженеры Astroscale первоначально будут полагаться на наземные данные отслеживания, чтобы точно определить местоположение РБ H-IIA в космосе. Оказавшись на более близком расстоянии, ADRAS-J будет использовать камеры видимого и инфракрасного диапазона, а также лазерные датчики для перехода в режим относительной навигации. Эти датчики будут измерять расстояние, скорость сближения и ориентацию верхней ступени.
Представители Astroscale рассматривают переход к бортовым датчикам относительной навигации как решающий момент для миссии ADRAS-J.
ADRAS-J облетит ракету, чтобы оценить скорость ее вращения, ось вращения и состояние ее конструкции. Это основная проблема для ADRAS-J, поскольку РБ не оснащен двигателем и, следовательно, не может удерживать позицию. На верхней ступени также отсутствуют лазерные отражатели и мишени, которые могли бы помочь приближающемуся космическому аппарату.
Это ознаменует завершение поддерживаемой JAXA части миссии ADRAS-J. Если все сработает так, как запланировано, космический аппарат может приблизиться к РБ для дальнейшей проверки набора датчиков Astroscale и алгоритмов автоматической навигации и наведения. Это позволит инженерам компании собрать данные для предлагаемой последующей миссии, чтобы фактически захватить ту же самую верхнюю ступень H-IIA и свести ее с орбиты.
Компания планирует приблизить аппарат на 1-2 метра к объекту. Следующей миссией ADRAS-J2 будет реальный захват РБ H-IIA роботизированной рукой. JAXA поддерживает проект ADRAS-J в рамках программы коммерческого удаления мусора (CRD2). ADRAS-J выполняет первую фазу этой программы, в то время как японское космическое агентство еще не выбрало, кто выиграет контракт на вторую фазу по сведению РБ H-IIA с орбиты.
Миссия ADRAS-J, скорее всего, продлится два-три месяца. Главным приоритетом представителей Astroscale является избежание столкновения с ракетой.
Космическое командование США заявило в декабре, что количество космического мусора на орбите увеличилось на 76 процентов с 2019 года до 44 600 объектов.
В Китае анонсировали создание новых космических кораблей
Новое поколение космических кораблей “Мэнчжоу” (“Лодка мечты”) было анонсировано Управлением программы пилотируемых космических полетов Китая.
Согласно сообщению, опубликованному на сайте организации, новая серия будет представлена в двух вариантах: для орбитальных миссий и лунной программы КНР. Для лунных миссий посадочный модуль будет назван “Лань Юэ” (“Объять Луну”), во внимание к стихотворению, написанному первым председателем КНР Мао Цзэдуном (1893-1976).
Космические планы Китая на 2024 год включают 100 запусков и миссию по возвращению образцов с Луны 15:13 26/02/2024
Китай планирует установить национальный рекорд с 100 орбитальными запусками в 2024 году.
Корпорация по космической науке и технологии Китая (CASC) планирует около 70 запусков для отправки в орбиту более 290 космических аппаратов. Оставшиеся запуски будут осуществлены растущим коммерческим сектором запусков Китая.
Планы изложены в ежегодной “синей книге” CASC, выпущенном 26 февраля. Документ не предоставляет полного перечня запусков или подробного расписания, но дает обзор запланированных мероприятий.
Среди основных миссий отмечены две пилотируемые и две грузовые миссии на космическую станцию Тяньгун. В первой половине года запланирован запуск лунного ретрансляционного спутника Queqiao-2 и миссии Чанъэ-6, первой в истории миссии по возвращению образцов с дальней стороны Луны.
Среди других приоритетов отмечается работа над планом китайской пилотируемой посадки на Луну с целью достижения этой цели до 2030 года. Также отмечается исследование глубокого космоса, геостационарные радиолокационные спутники, разработка нового пилотируемого космического аппарата и миссии вблизи астероидов Тяньвэнь-2 (2025) и на южный полюс Луны Чанъэ-7 (2026).
Другие значимые миссии включают спутник для обнаружения солености океана, китайско-французский космический многофункциональный астрономический монитор переменных объектов (SVOM), Einstein Probe, China Seismo-Electromagnetic Satellite-2 с европейским участием и спутник для космических научных исследований “Шиджиан-19”, который можно вернуть на Землю. Также состоятся дебютные полеты ракет “Чанчжэн-6С” и “Чанчжэн-12”.
Запланированные 100 запусков — значительный рост по сравнению с национальным рекордом в 67 запусков в 2023 году. Корпорация CASC провела 50 из них, а 17 осуществлено коммерческими операторами. Как заявлено в январе 2023 года, CASC планировала провести более 60 запусков в 2023 году, что означает, что она значительно не достигла цели прошлого года.
Новые морские и коммерческие космодромы в Хайяне и Вэнчане, соответственно, помогут обеспечить планируемый рост темпов запусков. Кроме того, CASC заявляет о намерении совершить несколько коммерческих запусков.
Взрыв во время второго полёта Starship расследован: регулятор составил список замечаний к ракете 27.02.2024 [14:04]
Компания SpaceX получила от регулятора новый список замечаний, без выполнения работ по которому новой попытки запустить Starship не будет. Регулятор расследовал аварию с ракетой 18 ноября 2023 года и направил SpaceX программу действий для получения новой лицензии на запуск ракеты и корабля. Подготовка списка не является разрешением, и компании ещё предстоит получать лицензию на новый испытательный полёт.
Как пояснили в SpaceX, авария 18 ноября во время второго испытательного полёта ракеты носителя Super Heavy (первой ступени) и корабля Starship произошла по двум причинам. Во-первых, один из двигателей первой ступени «отказал энергетически», что привело к взрыву и разрушению ступени. Во-вторых, на борту корабля Starship возникло возгорание, которое прервало связь управляющего бортового компьютера с ответственными узлами корабля и это заставило его самоликвидироваться. В своё время по этому поводу Илон Маск заявил, что на борту было слишком много топлива и слишком мало полезной нагрузки.
Для нового полёта регулятор потребовал модернизировать бортовое оборудование носителя и корабля, а также ещё сильнее усилить защиту от распространения огня на стартовой площадке. Судя по тому, что ракета и корабль уже собраны для третьего запуска, необходимые работы проведены и получение лицензии — пустая формальность.
Как заявили в SpaceX, для более надёжной работы двигателей первой ступени была изменена система фильтрации подачи жидкого кислорода в двигатели. Отказ и взрыв двигателя во время предыдущей попытки произошёл по причине засорения фильтра подачи топлива. В новой версии ракеты этот момент уже учтён. Также было модернизировано оборудование корабля Starship, что поможет снизить вероятность пожара на борту. В любом случае даже неудачная вторая попытка позволила приблизить момент будущего триумфа, когда Starship сможет подняться на орбитальную высоту. Рано или поздно это должно случиться. Илон Маск ожидает, что следующий запуск корабля произойдёт в течение пары недель.
Lockheed Martin предлагает приобрести Terran Orbital 5:58 02/03/2024
Lockheed Martin предложил приобрести производителя малых спутников Terran Orbital, в котором уже имеет долю и с которым ведет деловые отношения, за сумму более 500 миллионов долларов.
В отчете Комиссии по ценным бумагам и биржам США, опубликованном 1 марта, Lockheed раскрыл свое предложение Terran Orbital, основанное на предыдущих обсуждениях между компаниями, проведенных инвестиционной фирмой Jefferies LLC. Terran Orbital сообщила в отчете SEC в декабре, что наняла Jefferies для изучения стратегических альтернатив для компании, которые могут включать продажу или сделку по выкупу компании.
Согласно предложению, Lockheed заплатит 1 доллар за акцию Terran Orbital, оценивая компанию чуть менее чем в 200 миллионов долларов. Lockheed заплатит более 70 миллионов долларов за покупку вышестоящих акций и возьмет на себя или погасит долг Terran Orbital в размере 313 миллионов долларов.
Lockheed Martin уже является крупным клиентом и инвестором Terran Orbital. Lockheed участвовал в раунде финансирования Series A Terran Orbital в 2017 году и сделал еще одно вложение в Terran Orbital в 2022 году, увеличив свою долю в компании до более чем 33%.