Операторов связи заставляют сдать банкам персональные данные россиян. Риск новых утечек огромен
Центробанк хочет заставить операторов связи передавать банкам персональные данные абонентов. Сами операторы, а также ФСБ резко против такой инициативы – по их мнению, это может привести к росту утечек информации.
Власти велели делиться
Операторов связи могут на уровне закона обязать передавать персональные данные своих абонентов отечественным банкам. Как пишет «Коммерсант», инициатива исходит от Центробанка и властей и в настоящее время обсуждается с действующими банками, а также силовыми структурами. Сами операторы тоже принимают в этом участие. Нововведение преподносится как еще одна мера по борьбе с преступностью.
Новое предложение – это на самом деле относительно старый законопроект – пять лет назад, в 2018 г. группа депутатов подготовила поправки к «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», подразумевающие создание в России системы обмена персональными данными россиян между банками и операторами связи. За документом стоят, помимо прочих, депутаты Игорь Дивинский и Анатолий Аксаков, однако продвижение их разработки застопорилось на первом чтении, состоявшемся в 2019 г. – до второго она тогда так и не добралась.
Спустя еще три года, в 2022 г., законопроект было решено «освежить» – началась активная доработка, следствием которой стали известны и название будущей системы обмена чувствительными сведениями о россиянах между банками и россиянами, и тот, кто контролирует ее работу.
У Центробанка масса инициатив. одна из них - полная блокировка криптовалют в России В последний раз к моменту выхода материала инициатива обсуждалась в начале июня 2023 г.
Ужесточить и заставить
Инициатива Центробанка заключается в первую очередь в ужесточении требований к передаче банкам информации о россиянах. Оригинальная версия законопроекта гласит, что отправке финорганизациям подлежат лишь сведения о замене SIM-карты , самого мобильного устройства и ряда других технических подробностей, сообщил изданию собеседник на рынке связи.
Регулятор намерен расширить перечень сведений, которые банки смогут получать от операторов. В список добавятся и персональные данные абонентов, имеющиеся в базах самих операторов.
Передавать персональные данные 146 млн человек банкам, если инициатива Центробанка будет одобрена, операторы станут обязаны посредством «Единой системы проверки сведения об абоненте» (ЕИС ПСА), оператором которой является Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ). Это подведомственная Роскомнадзору организация.
На момент выхода материала официального подтверждения того, что Центробанк, силовики и операторы связи ведут переговоры относительно совместного использования ЕИС ПСА, не было. Однако об их проведении говорят сразу несколько источников издания в смежных отраслях – в телекоммуникациях и в информационных технологиях.
Персональное станет общественным
Новая задумка Центробанка не нашла одобрения ни у операторов связи, ни у представителей Федеральной службы безопасности России (ФСБ). И те, и другие уверены, что новое требование обмена персональными данными с банками ведет к рискам их утечки.
На каком именно этапе возможна утечка – во время передачи данных или же при хранении их в базах банков, операторы и силовики не уточняют. Однако нельзя забывать, что в России есть немало зафиксированных случаев попадания в открытый доступ информации о россиянах, до этого хранившейся в инфраструктуре банков. Например, в июле 2020 г. в Сети появились персональные данные клиентов «Альфа-банка» – ФИО, город проживания, номер мобильного, а также баланс счета и многое другое. «Известия» убедились в подлинности информации, после чего банку пришлось признать факт утечки. В тот же период выяснилось, что двое сотрудников банка поставили на поток продажу информации о клиентах.
Годом позже «протек» Совкомбанк, а в начале весны 2023 г. произошла утечка персональных данных клиентов программы лояльности Сбербанка «Сберспасибо». Это поистине гигантский слив, так как на просторах интернета оказалась база с информацией о 47 миллионах россиян, но до рекорда эта утечка не дотянула. Впрочем, рекорд в настоящее время тоже принадлежит Сбербанку – в конце 2019 г. он не сумел уберечь от попадания в интернет сведений о 60 миллионах своих клиентов. Это крупнейшая утечка за всю историю российской банковской системы.
Что говорят операторы
Представители «большой четверки» высказываются против нововведения, навязываемого Центробанком. Как сообщили изданию представители Tele2, необходимость передавать персональные данные россиян и сведения об их номере «широкому перечню третьих лиц» усложняет задачу по их сохранности «Обработка всех данных в одной системе повышает интерес к ней со стороны хакеров», – заявили представители оператора.
В «Мегафоне» заявили CNews, что Центробанк и авторы законопроекта предлагают, по сути, создать систему, которая копирует уже имеющиеся у самих операторов разработки. При этом система будет создана на деньги операторов и банков.
Притом концепция этой системы подразумевает огромные финансовые вливания, так как это будет не шлюз, предполагающий перенос сведений из базы данных оператора в базу банка, а отдельную систему хранения, утверждают представители «Мегафона». «Это предполагает дорогостоящую инфраструктуру и биллинг, дублирующие операторские системы, а также единую точку отказа для всех финансовых организаций и большие риски утечки абонентских данных из единой системы», – отметили они.
В «Мегафоне» подчеркнули, что та версия законопроекта, которая сейчас обсуждается, совершенно не учитывает мнение российской телеком-отрасли. О том же изданию сообщили и представители МТС.
Возникшие между участниками обсуждения разногласия поставило под вопрос рассмотрение законопроекта Госдумой в ближайшее время, рассказал изданию источник на рынке связи. По его словам, оно может быть отложено на осень 2023 г.
У МТС произошёл массовый сбой — связь пропала в нескольких регионах России 28.06.2023 [17:47]
В работе оператора сотовой связи МТС произошёл крупномасштабный сбой — абоненты сразу из нескольких регионов России жалуются на разного рода проблемы со связью, вплоть до полного её отключения.
Абоненты МТС из Татарстана, Самарской и Саратовской областей стали сообщать о том, что у них полностью пропала связь, как мобильная, так и фиксированная. Доступны лишь экстренные вызовы с сотовых телефонов и смартфонов. «В районе "Детского мира" пропала связь у абонентов МТС. Прям совсем. Симка с перечеркнутым крестиком», — рассказал один из жителей Саратова изданию «Свободные новости. FreeNews-Volga».
В других регионах, включая Нижегородскую и Ульяновскую области, абоненты также жалуются на проблемы в работе МТС. Люди сообщают о том, что смартфоны будто не видят SIM-карты, у них не работает интернет, нет возможности совершать звонки, и даже отправлять сообщения.
МТС отключит сети 3G в Москве и части Подмосковья до конца года 20.07.2023 [11:23]
Компания МТС намерена до конца года отключить в московском регионе в пределах Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) сеть UMTS 2100 МГц и перевести оставшиеся базовые станции 3G на более современный стандарт LTE. За счёт проведения рефарминга в этом частотном диапазоне оператор сможет повысить скорость мобильного интернета на территории Москвы и области на 30 %.
Технический директор московского региона МТС Владислав Медведев рассказал, что перед компанией стоит задача к концу года завершить основные работы по модернизации инфраструктуры, за счёт чего удастся «охватить скоростным мобильным интернетом 4G всю населённую территорию московской агломерации», а также обеспечить бесшовное покрытие и бесперебойную связь на транспортных магистралях и узлах.
«Для этого мы используем все имеющиеся частотные диапазоны, и рефарминг частот UMTS 2100 является для нас наиболее эффективным и быстрым способом увеличения пропускной способности сети», — рассказал Медведев.
Согласно имеющимся данным, в настоящее время 72 % клиентов МТС в Москве используют гаджеты с поддержкой 4G. При этом доля устройств с 3G и без поддержки LTE составляет всего 2 %. «Такая малая цифра говорит о том, что в конце 2023 года мы сможем комфортно и незаметно для абонентов отключить остающиеся сети UMTS 2100 в пределах ЦКАД», — добавил Медведев.
В столичном регионе компания переводит в LTE 2100 почти всю полосу UMTS 2100, тогда как работа 3G-устройств будет выведена в диапазон UMTS 900 МГц. МТС начала проведение работ по модернизации сети московского региона в 2020 году. Помимо установки новых базовых станций компания для расширения ёмкости сети провела агрегацию и рефарминг частот. Эта работа помогла улучшить покрытие на местности и увеличить среднюю скорость мобильного интернета в регионе до 70 Мбит/с. За первое полугодие 2023 года в стандарт LTE переведено более 570 площадок, а доля базовых 4G-станций, которые ранее работали в 3G, выросла до 75 %. В Москве доля базовых станций переведённых из UMTS 2100 в LTE к концу прошлого месяца выросла до 92 %.
Сотовым операторам в России придётся использовать базовые станции мелких производителей — это сулит сбои и частые ремонты 08.09.2023 [13:01]
Российским операторам связи для полноценного развития сотовых сетей требуется ещё около 50 тыс. базовых станций, сообщили в «Сколтехе» «Коммерсанту». Из-за прекращения поставок базовых станций Huawei, Nokia и Ericsson операторы решили протестировать оборудование производителей третьего эшелона. Однако оно не отвечает требованиям по стабильности и функциональности, и вряд ли сможет заменить технику ведущих вендоров. Источник изображения: Pixabay
По словам заместителя руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александра Сиволобова, у «большой четвёрки» российских операторов — МТС, «МегаФон», «Вымпелком», Tele2 — на весь год имеется около 20–30 тыс. станций, тогда как для полноценного развития мобильных сетей связи только в этом году необходимо минимум 80 тыс. штук.
«Основными причинами дефицита остаются резкое увеличение стоимости оборудования и прекращение официальных поставок. При этом снижение доли капзатрат (CAPEX) в выручке операторов указывает на долгосрочное ухудшение экономической эффективности их бизнеса», — сообщил Сиволобов.
Он рассказал, что операторы на протяжении последнего года тестируют оборудование производителей третьего эшелона из Китая (за пределами основных поставщиков в лице ZTE и Huawei) и других стран, но у них возникли вопросы к его совместимости с используемыми решениями, а также стабильности работы и функциональности. Как сообщает источник «Коммерсанта», некоторые поставщики выразили готовность доработать оборудование для использования в российских сетях.
Вместе с тем в Минцифры заверили «Коммерсант» в том, что «операторам на данный момент хватает запаса базовых станций для обеспечения граждан устойчивой и качественной связью». В «МегаФоне» тоже утверждают, что у оператора имеется «достаточный запас оборудования», хотя и признали, что «в обязательном порядке тестируют образцы всех новых вендоров — как российских, так и зарубежных».
Аналитик профильного Telegram-канала Abloud62 Алексей Бойко предупредил о рисках массового перехода операторов на станции третьего эшелона, включая рост вероятности сбоев в сетях связи, а также рост затрат на ремонт, поскольку такие базовые станции чаще выходят из строя. По словам аналитика, небольшие производители, как правило, не могут обеспечить необходимый уровень поддержки и обновления ПО, и их оборудование «может отличаться малым набором функциональности и более высокой ценой из-за небольшого объёма выпуска станций».
ФАС проверит законность повышения тарифов МТС 15.09.2023 [11:34]
Федеральная антимонопольная служба России сообщила о поступлении жалоб от абонентов компании МТС, которые остались недовольны повышением цен на услуги сотовой связи. Ведомство проведёт проверку решения МТС на нарушение антимонопольного законодательства.
«ФАС направит оператору связи запрос с целью установить все обстоятельства повышения», — сообщил представитель антимонопольной службы.
Ранее на этой неделе абоненты МТС стали получать уведомления о повышении ежемесячного платежа на некоторые тарифы на 59 рублей. Стоимость тарифных планов оператор планирует изменить с 28 сентября. Напомним, в прошлом году стоимость услуг сотовой связи МТС увеличилась для более 44,5 млн абонентов. Тогда решение о повышении цен оператор обосновал ростом затрат. ФАС признала это решение оператора необоснованным и назначила штраф. МТС пыталась обжаловать решение ФАС, но Арбитражный суд Москвы в июле этого года признал меру законной.
Операторов связи завалило штрафами за звонки мошенников. Роскомнадзор лютует, число обжалований растет 22 Ноября 2023 12:32
Операторы начали активно оспаривать штрафы, выписанные им за пропуск мошеннического трафика. Количество самих штрафов тоже растет по мере того, как приближается крайний срок подключения к системе «Андифрод» Роскомнадзора.
Операторов таскают по судам
В России резко выросло количество обжалований штрафов за пропуск мошенничеcких звонков, которые Роскомнадзор выписывает операторам связи. Право выписывать такие штрафы, размер которых может достигать 1 млн руб., ему дает ст. 13.2.1 КоАП РФ («Неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключения к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования»).
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на юридическую фирму «Скиф консалтинг», количество подобных дел за последние месяцы выросло в десятки раз. Это очень хорошо видно на примере Таганского районного суда Москвы – если в 2022 г. у него на рассмотрении было четыре таких дела, то с начала 2023 г. он получил еще 77.
Аналогичная ситуация и в Савеловском райсуде столицы – в 2022 г. таких дел у него не было, в 2023 г. их резко стало 50. Если рассматривать ситуацию по Москве в целом, то в 2022 г. рассматривалось менее 10 подобных дел, теперь же их свыше 210.
Противостояние ужесточается
Можно было бы предположить, что столь существенная разница в количестве открытых дел – следствие того, что в 2022 г. ст. 13.2.1 КоАП РФ еще не существовала или, по меньшей мере, не функционировала. На деле это не так – статья действительно новая, она вошла в состав КоАП в конце 2021 г. – просто в 2022 г. Роскомнадзор не так активно прибегал к ее использованию, в результате чего операторам связи не нужно было на регулярной основе обращаться в суды с обжалованием выписанных им штрафов.
Прецедентом стал случай с французским оператором Orange Business Services (ООО «Оранж бизнес сервисез»). Его российская «дочка» стала первой в истории компанией, оштрафованной за нарушение ст. 13.2.1 КоАП РФ – произошло это летом 2022 г.
На что жалуются операторы
Противостояние Роскомнадзора и операторов связи начинается со звонка мошенника, поступившего на телефон абонента, сообщил изданию руководитель судебной практики «Клифф» Игорь Серкин. Абонент пишет заявление в полицию, после чего начинается проверка оператора силами полиции. В случае выявления нарушений именно оператором связи полиция уведомляет Роскомнадзор, а тот пишет обращение в мировой суд, который и выносит вердикт о штрафе и его размере.
«Дела, которые рассматриваются в райсудах, касаются обжалования операторами связи решений мировых судей: в частности, они апеллируют к подключению к госсистеме "Антифрод" и тому, что нарушение произошло не на их стороне», – заявил изданию Игорь Серкин.
«Антифрод» – это детище непосредственно Роскомнадзора, созданное им в 2022 г. Тестирование системы стартовало в декабре 2022 г. при участии крупнейших операторов связи России, а спустя месяц она вышла на штатный режим работы.
Регулятор действительно заставляет операторов подключаться к «Антифроду», пугая их штрафами. Подробнее об этом читайте в материале CNews.
Одна из многочисленных историй
Обжаловать штраф Роскомнадора пытаются все операторы – и небольшие, и федеральные. «Коммерсант» приводит в пример дело «Билайна», которое в октябре 2023 г. рассматривал Савеловский райсуд. «Вымпелком» выступил против решения мирового судьи судебного участка №347 Савеловского района Москвы, вынесенного 12 июля 2023 г.
Судья назначил оператору штраф в размере 600 тыс. руб. опираясь, в числе прочего, на результаты проверки «Билайна», проведенной сотрудниками прокуратуры Пензы. Она показала, что оператор пропустил звонок из Чехии с поддельным российским номером.
Жалобу оператора Савеловский райсуд в итоге отклонил. Что именно послужило тому причиной, на момент выпуска материала остается неизвестным, но нельзя не учитывать тот факт, что мошеннические звонки поступают на телефоны россиян все чаще.
В октябре 2023 г. CNews писал, что менее чем за год нежелательных звонов стало на треть больше, и в настоящее время они исчисляются не в тысячах и даже не в сотнях тысяч, а в десятках миллионов ежемесячно. Так, в январе 2023 г., согласно статистике «Мегафона», было совершено 28,5 млн мошеннических и рекламных вызовов, а к августу 2023 г. их стало 48,5 млн, то есть прирост составил 35%.
Статистика системы «Антифрод» гласит, что к октябрю 2023 г. было зафиксировано в сумме 527 млн мошеннических звонков с подменных номеров.
«Большая четверка» не виновата
Все крупнейшие операторы связи России («Билайн», «Мегафон», МТС и Tele2) уже подключены к системе «Антифрод», в отличие от многих небольших локальных операторов. По словам источника издания на российском телеком-рынке, из-за таких операторов, являющихся партнерами «большой четверки», «риски штрафов ложатся на крупные компании».
Крупным операторам перспектива получить штраф по вине другой компании, тем более конкурента, не нравится. В марте 2023 г. CNews писал, что они начали отключать региональных операторов от своих сетей за то, что те пропускают скам-вызовы с поддельных номеров. Единственный способ избежать отключения – подключение к «Антифроду».
От судов сочувствия не дождешься
Опрошенные изданием эксперты полагают, что в обозримом будущем дел об обжаловании подобных штрафов будет лишь расти ввиду особенностей самой ст. 13.2.1 КоАП РФ. «Поскольку статья КоАП предусматривает ответственность за каждый случай "подменного" звонка, скорее всего, в ближайшее время мы увидим дальнейший рост количества подобных дел», – сказал изданию управляющий партнер «Скиф консалтинг» Дмитрий Демиденко, добавив, что «рассчитывать на положительное решение райсудов не приходится».
Демиденко объяснил это тем, что факт нарушения статьи по закону подразумевает под собой наказание, обжаловать которое «почти невозможно».
МТС начал тестировать собственный аналог YouTube — видеоплатформу NUUM 04.12.2023 [14:42]
Компания МТС объявила о начале открытого бета-тестирования новой пользовательской видеоплатформы NUUM, которая представляет собой аналог YouTube. Все желающие принять участие в тестировании могут сделать это в веб-версии сервиса или посредством мобильных приложений для Android и iOS. Полноценный запуск видеоплатформы должен состояться в следующем году.
Что касается самого сервиса NUUM, то он представляет собой видеоплатформу с возможностью организации прямых трансляций, а также загрузки и просмотра видео в горизонтальном и вертикальном форматах. В настоящее время пользователям доступна веб-версия сервиса и мобильные приложения на площадках Google Play и Apple App Store. Уже сейчас на платформе собран контент от популярных блогеров, которые активно тестируют новый продукт, уверяют в МТС.
Разработчики отмечают, что основная цель открытого бета-тестирования заключается в том, чтобы доработать ключевые функции вместе с пользователями и сделать продукт, максимально отвечающий потребностям аудитории, создателей контента и рекламодателей. Разработчики намерены выпускать обновления на основе пользовательских отзывов каждые 2–3 недели.
«Согласно нашим исследованиям, рынок пользовательского контента каждый год увеличивается на 50–70 %, а учитывая ограничения и отсутствие монетизации на зарубежных платформах, мы видим перспективы в этом направлении. Сейчас наша ключевая задача сделать так, чтобы платформа была удобна для пользователей. В 2024 году мы презентуем рекламную модель и схему монетизации для создателей контента, но уже сейчас мы открыли возможность финансовой поддержки авторов через донаты», — рассказала руководитель проекта NUUM Наталья Братчикова.
Часть тарифов Tele2 подорожает более чем на 10 % со 2 января 12.12.2023 [17:29]
Оператор мобильной связи Tele2 разослал некоторым клиентам уведомления, что 2 января 2024 года тарифы подорожают более чем на 10 %. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на абонентов, которые получили сообщения от оператора. В Tele2 уточнили, что повышение цен затронет только архивные тарифы.
«Со 2 января 2024 года ежемесячная плата за услуги связи с учётом индивидуальной скидки увеличится на 65 руб. в месяц. Изменения применятся в день очередного списания средств», — гласит полученное одним из абонентов сообщение. Этот абонент пользуется тарифом «Везде онлайн 04_2020», и с января он будет платить за услуги связи не 560, а 625 рублей в месяц.
Повышение цен ожидает лишь архивные тарифные планы, сообщил представитель оператора — Tele2 пересматривает стоимость своих услуг связи не чаще раза в год, приводя цены в соответствие с рыночными. «Все открытые для подключения и переходов тарифы Tele2 остаются неизменными. На них реализована защита от повышения цен: текущая стоимость этих тарифов заморожена до конца 2025 года», — добавил представитель компании.
Tele2 уведомила ФАС о предстоящем подорожании архивных тарифов. Регулятор сообщил, что проанализирует полученную информацию и в случае необходимости примет меры реагирования. В сентябре ведомство потребовало от операторов «большой четвёрки» отменить плату за раздачу интернета со смартфонов — это требование выполнили все, но МТС сражался до последнего.
«МегаФон» повысил тарифы для некоторых абонентов, так как они от этого не отказались 08.02.2024 [11:51]
«МегаФон» предложил некоторым абонентам расширить пакеты услуг с повышением цен на связь, сообщают «Ведомости». По словам представителя оператора, соответствующие уведомления были разосланы по SMS и продублированы в личном кабинете. От новых условий можно было отказаться, в противном случае условия обслуживания менялись автоматически.
Одному из абонентов, который платил 715 руб. в месяц за 660 минут разговоров и 58 Гбайт трафика, предложили новые условия с переносом неиспользованных минут на следующий месяц по цене уже 787 руб. в месяц. Клиенту дали возможность до 17 января отказаться от новых условий — он этого не сделал, и абонентская плата выросла, приводят «Ведомости» пример. «МегаФон» зачастую предлагает некоторым абонентам льготные условия обслуживания по прямой договорённости. В данном случае на новые условия фактически согласились те, кто не предпринял никаких действий или не заметил уведомления от оператора — некоторые абоненты, которые, по их словам, увидели SMS слишком поздно, пригрозили жалобами в Роскомнадзор и уходом к конкурентам. Другие сообщили, что «Мегафон» вообще ничего им не присылал, а просто начал списывать абонентскую плату на 10 % выше прежней.
Представитель оператора объяснил его действия «потребностями группы абонентов», которым подготовили персональные предложения. «Тем, например, кто имеет склонность потреблять больше гигабайт в месяц, мы предложили дополнительный пакет мобильного интернета, тем, кто может тратить больше минут на телефонные звонки, — расширенные лимиты голосовой связи. Все такие предложения мы делаем с существенным дисконтом по отношению к актуальной рыночной стоимости аналогичных услуг. Тем же, кто склонен тратить меньше своего пакета, мы рекомендовали более экономные условия, чтобы не переплачивать», — пояснил он.
В декабре 2014 года Правительство РФ приняло Постановление № 1342, регламентирующее правила оказания услуг телефонной связи. Документ обязывает операторов уведомлять абонентов об изменении тарифов не менее чем за десять дней, путём размещения информации на сайте и направления клиентам SMS-сообщений. Но закону не противоречат также уведомление через мобильное приложение и личный кабинет, указывают эксперты. В ноябре 2023 года ФАС признала за «МегаФоном» нарушение антимонопольного законодательства — в январе 2023 года оператор поднял для 8,2 млн абонентов тарифы в среднем на 10,24 %. Оператор согласился до 15 февраля 2024 года вернуть условия для ряда архивных тарифов, изменённые в январе. По всей абонентской базе «МегаФона», по его собственной оценке, тарифы в 2023 году выросли не более чем на 3 %.
У CMA есть опасения по поводу слияния Vodafone и Three 22 марта 2024 г.
Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) предположило, что предлагаемое слияние Vodafone и Three , целью которого является объединение двух из четырех британских операторов мобильной связи, может привести к повышению цен для клиентов и повлиять на инвестиции в мобильные сети Великобритании.
CMA приступило к первоначальному расследованию фазы 1 в январе 2024 года после того, как его уведомили Vodafone UK и Three UK. Эта 40-дневная проверка призвана определить, может ли сделка привести к «существенному снижению конкуренции» (с акцентом на потенциальное влияние на потребителей и бизнес в Великобритании) и, следовательно, требует углубленного расследования на втором этапе. Расследования этапа 2 позволяют независимой группе экспертов более глубоко изучить первоначальные проблемы, выявленные на этапе 1.
CMA обеспокоена тем, что сделка может привести к тому, что мобильные клиенты столкнутся с более высокими ценами и снижением качества.
Расследование CMA на первом этапе показало, что Vodafone UK и Three UK предоставляют важные альтернативы для клиентов мобильной связи. В последние годы оба сделали значительные инвестиции в свои сети, включая развертывание 5G. Three UK также, как правило, является самым дешевым из четырех операторов мобильной связи. CMA обеспокоено тем, что объединение этих двух предприятий уменьшит конкуренцию между мобильными операторами за привлечение новых клиентов. Конкурентное давление может помочь удерживать цены на низком уровне, а также предоставить сетевым операторам важный стимул для улучшения своих услуг, в том числе путем инвестирования в качество сети.
CMA также обеспокоен тем, что сделка может затруднить для небольших операторов мобильных «виртуальных» сетей, таких как Sky Mobile, Lebara и Lyca Mobile, заключение выгодных сделок для своих клиентов за счет сокращения числа операторов мобильных сетей, способных размещать эти услуги. «виртуальные сети».
Объявляя о своей сделке в 2023 году, Vodafone UK и Three UK заявили, что объединение обоих бизнесов принесет значительные выгоды клиентам, а также ускорит внедрение новых технологий. Подобные претензии иногда могут оправдать заключение сделки, которая в противном случае вызвала бы обеспокоенность по поводу конкуренции.
Претензии Vodafone UK и Three UK основаны на ряде предположений о том, как они будут объединяться и инвестировать в свои сети после слияния. CMA считает, что эти предположения требуют более детальной оценки, особенно с учетом опасений CMA, что слияние может снизить общие стимулы мобильных операторов инвестировать в свои сети.
Джули Бон, ответственная за принятие решения на первом этапе этого дела в CMA, сказала: «Миллионы людей в Великобритании зависят от эффективной конкуренции на рынке мобильной связи, которая позволит им получить доступ к лучшим предложениям. Хотя Vodafone и Three сделали ряд заявлений о том, что их сделка выгодна для конкуренции и инвестиций, CMA на сегодняшний день не увидела достаточных доказательств, подтверждающих эти заявления. Наша первоначальная оценка этой сделки выявила проблемы, которые могут привести к повышению цен для клиентов и снижению инвестиций в мобильные сети Великобритании. Это требует тщательного расследования, если Vodafone и Three не предложат решения».
У Vodafone UK и Three UK есть пять рабочих дней, чтобы дать содержательный ответ CMA, в противном случае сделка будет передана на более углубленное расследование на втором этапе.
Tele2 сменит название и логотип до конца года 01.04.2024 [17:33]
Российский мобильный оператор Tele2 до конца года проведёт ребрендинг на фоне решения не продлевать лицензию на использование бренда. Компания уже разработала новую торговую марку, сохраняющую преемственность с текущим брендом. При этом будут представлены новое позиционирование и айдентика (набор элементов, который отвечает за узнаваемость), а позднее в этом году оператор представит новое название и логотип. Об этом пишет РБК со ссылкой на пресс-службу компании.
В Tele2 пояснили, что такие изменения обусловлены решением не продлевать лицензию на использование текущего бренда и стремлением компании занять лидерские позиции на рынке. Ранее компания являлась подразделением швейцарской Tele2 AB, а лицензия на использование этого бренда истекает 31 декабря 2024 года. Последний раз Tele2 меняла бренд в январе 2017 года. Тогда оператор поменял слоган и фирменный стиль, а также представил коммуникационную платформу «Другие правила», которая, по словам оператора, стала «основой для запуска инновационных продуктов и в течение семи лет обеспечивала рост финансовых и операционных показателей».
Напомним, Tele2 работает в России с 2003 года. По данным компании, оператор оказывает услуги в 69 регионах страны, в том числе в Москве и Московской области. По итогам прошлого года абонентская база Tele2 насчитывала 48,1 млн пользователей (с учётом абонентов виртуального сотового оператора MVNO «Ростелекома»). По данным компании, Tele2 является лидером в телеком-отрасли по индексу Net Promoter Score — готовности пользователей рекомендовать услуги компании. По итогам 2023 года NPS оператора превосходил результат ближайшего конкурента на 8 %.
В апреле 2022 года стало известно, что Tele2 AB не намерена продлевать лицензию российского Tele2. В 2013 году Tele2 AB продала российское подразделение группе ВТБ, которая в том же году объявила о продаже 50 % Tele2 Russia консорциуму инвесторов. В начале 2014 года Tele2 и «Ростелеком» объединили мобильные активы на базе Tele2 и создали нового федерального оператора. В 2020 году «Ростелеком» стал единственным акционером Tele2, приобретя у ВТБ долю в размере 55 %.